Хундертвассер


Пожалуй, живопись и архитектура никогда не были так близки. Фриденсрайх Хундертвассер «строил картины», в которых можно жить. Он создавал здания в естественном «биоморфном» стиле, не нанося ущерб экологии и возвращая гармонию в отношения человека и природы. Он был художником, архитектором, мыслителем и чудаком…

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя — Фридрих Штовассер) родился в Вене в еврейской семье, и всё бы ничего, но случилось это в 1928 году. Времена не выбирают… Его отец погиб через год после его рождения. В 1937, желая спасти сына от преследования нацистов, мать настояла на крещении Фридриха в католическую веру. И не напрасно. В 1943 все его родственники были отправлены в концлагерь и там были убиты нацистами. Фриденсрайх остался один.

Однако, в работах художника Вы не найдете скорби и одиночества, напротив, Вы обнаружите в них яркие жизнеутверждающие настроения. Откуда? Из того же непростого детства. Юный Фриденсрайх посещал венскую школу Монтессори — это сыграло важнейшую роль в его становлении (кстати, это единственное учебное заведение, которое он окончил). Система Монтессори направлена на воспитание свободной, независимой личности с самых ранних этапов жизни, подразумевая «чуткий» индивидуальный подход при категорическом призыве не мешать бессознательной и естественной способности ребенка без всяких усилий «впитывать» окружающий мир. Судя по всему, Хундертвассер – пример идеального выпускника школы Монтессори.


Хундертвассер

Чем же так прекрасен этот Хундертвассер?


Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках, так как «людям от этого плохо». Любимым существом Хундертвассера была улитка, она стала символом его творчества, олицетворявшим единство обитателя и обители.


«Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит. Не говоря уже о внутренности дома» (Фриденсрайха Хундертвассер).


Хундертвассер


Хундертвассер один из самых известных «архитекторов в защиту экологии». Он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — это хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Конечно, он не ограничивался цветочными горшочками на подоконниках. Идеальный дом по Хундертвассеру — дом внутри холма, на зеленую крышу которого порой забредают барашки, пощипать травку. Хундертвассер подчеркивал необходимость заключения мирного договора с природой, призывал «учить язык природы», чтобы учитывать её нужды.


«В природе нет зла. Зло приходит только от человека. Человек думает, что он должен исправить природу, и в этом его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять естественный пейзаж насколько это возможно» (Фриденсрайх Хундертвассер).


Хундертвассер


Также Хундертвассер известен рядом проектов по реабилитации бывших мануфактур — мусоросжигательный завод в Вене, текстильная фабрика Рюфф, Фабрика Розенталь в Зельбе и Майсима в Осаке. Старые унылые заводы не только превращались в сказочные дворцы, они становились более рациональными и менее вредными экологически.


«Единственная функция архитектора должна заключаться в техническом консультировании, то есть в ответах на вопросы, касающиеся материалов, устойчивости и т.п. Архитектор должен быть подчинен обитателю (арендатору, владельцу, жильцу) или, по крайней мере – пожеланиям обитателя» (Фриденсрайх Хундертвассер).


 Хундертвассер 


Хундертвассер является автором нескольких ярких манифестов и эссе. В манифесте «Право на третью кожу», он говорит о том, что человек окружен защитными слоями — кожа, одежда и стены дома, настаивая на всеобщем праве использовать каждый из этих слоёв для самовыражения. В «Манифесте заплесневелости против рационализма в архитектуре» он более подробно изложил свою философию.


«Апартеид оконных рас должен прекратиться. Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, — грустны; окна должны танцевать. Окна — эквивалент глаз, и как выражение глаз характеризует внешний облик человека, точно так же «выражение» окон говорит о «настроении» дома» (Фриденсрайх Хундертвассер).


 


Стоит отметить, что художник любил «пошалить», как любая свободолюбивая творческая натура, не желающая мириться с единодушным унынием большинства. К примеру, известны случаи внезапного появления Хундертвассера перед толпой с целью публичного чтения собственных манифестов… голым. В частности, в рамках борьбы за реализацию одного из своих проектов, обнаженный Хундертвассер «несанкционированно» предстал перед мэром Вены и зачитал ему аргументы в защиту своей работы. Проект был одобрен, видимо, художник был убедителен.


«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания» (Фриденсрайх Хундертвассер).


Интересные факты о Хундертвассере:


Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»


Хундертвассер был невероятно продуктивен и охотно брался за любую работу: разрабатывал дизайн жетонов для казино, телефонных карточек, почтовых марок, плакатов и флагов. Он выпустил коллекцию авторской посуды, издал Библию с собственными иллюстрациями, разработал дизайн «Боинга 757». Одним из последних проектов художника стал общественный туалет в г. Кавакава.


Хундертвассер


Хундертвассер отказался от гонорара за свой знаменитый жилой дом в Вене, заявив, что счастлив уже тем, что на этом месте не было построено что-либо уродливое.



Хундертвассер был бродягой, ну, или «гражданином мира». Произведения Хундертвассера щедро разбросаны по планете — Вена, Токио, Лиссабон, Сидней, Мехико, Монреаль… На всех континентах в множестве стран есть его работы (только не в России и странах СНГ). Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии, где и был похоронен под любимым деревом – такое вот логичное завершение жизни, как творческого акта.


Хундертвассер

Флаг Новой Зеландии, вариант Хундертвассера.


«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное — как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе» (Фриденсрайх Хундертвассер).


Хундертвассер


Напомним, что мы приводим примеры, действительно разумного, с нашей точки зрения, поведения отдельных Homo sapiens. Мы не хотим навязывать собственные взгляды, но нам важен достаточный уровень общей осведомленности и наличие Вашей собственной оценки. Целью данного раздела не является изложение подробной биографии объекта, более полную и подробную информацию Вы легко найдете в различных энциклопедиях и справочниках.


 


Официальные сайты:

www.hundertwasser.ru

www.hundertwasser.at

www.hundertwasser.com


НА ГЛАВНУЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.