Манифест, часть 1

МИР ИЗ ГЛУБОКОЙ ТЕМНОЙ ПЕЩЕРЫ


Антропный принцип фиксирует связь между фундаментальными физическими параметрами нашей вселенной и существованием в ней разумной жизни — человека, как наблюдателя.


«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности»

(Альберт Эйнштейн)


В рамках проекта мы рассматриваем человека как неотделимую часть глобальных процессов и явлений. Мы говорим о том, что человек неизбежно становится частью базовых фундаментальных структур: как носитель языка и культуры, как представитель вида, как звено в экосистеме, как работник производства, потребитель, избиратель, пользователь, наблюдатель и т.д. Мы исследуем причины мешающие индивиду осознать свою причастность к глобальным процессам и явлениям (здесь и сейчас). Ситуацию в которой индивид неспособен к такому осознанию, мы называем «Блокадой глобального мышления». Это состояние человека, которому характерна узость взглядов (кругозора), низкий уровень общей осведомленности и понимания причинно-следственных связей, как следствие неверная оценка масштабов событий и их значения.


СИМПТОМЫ БЛОКАДЫ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ:


Недостаток информации порождает домыслы, слухи, непонимание причинно-следственных связей и ситуации в целом. Недостаток информации мешает увидеть полную картину, оценить значимость происходящих событий и осознать свою причастность к ним.


«Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, 

а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все» 

(Джордано Бруно)


Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть бытовым, связанным с незнанием законов, но также может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.


«Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они были просто болваны,

а теперь они вдруг стали нигилисты»

(Иван Тургенев)


Современный цинизм — продукт массового общества, следствие разочарования в социальных механизмах и авторитетах, результат утопических, идеализированных ожиданий народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, но опыт не всегда имеет значение.


«Нет ничего более прискорбного, чем молодой циник, потому что из ничего не знающего человека

он превратился в ни во что не верящего»

(Майя Энджелоу)


Базовое недоверие к миру. В первый год жизни у ребенка формируется чувство базового доверия или недоверия, то есть открытости к миру либо настороженности, закрытости. Основные элементы базового недоверия к миру это: концентрация на рисках, чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия, настороженность и напряженность, готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести «превентивный удар». Если приписывать элементы базового недоверия к миру не младенцу, а взрослому, какой тип личности мы получим?


«Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:

он лишь маленький беззащитный взрослый»

(Жильбер Сесброн)


Выученная беспомощность — состояние при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы.


«Если Вы уже ни чему не удивляетесь и ничего не ждете,

может быть, Вы просто ничего не поняли?»

(Антропный принцип)


Изоляция и тоннельное видение. Термин «тоннельное видение» подразумевает чрезмерную концентрацию человека на какой-либо идее, ощущении или воспоминании, мешающую охватить ситуацию целиком. Работая с людьми, попавшими в кризисные ситуации, психологи при первой же беседе выявляют у них так называемые «шоры». Люди, прибывая в состоянии шока, сильного потрясения, не видят перед собой ничего, кроме случившейся трагедии. Не могут самостоятельно обойти эту преграду и двигаться дальше.

В чем-то похожее состояние переживают многие люди загнанные ежедневным стрессом, сосредоточенные на своих делах. Люди, не поднимающие головы, погруженные в свои тревоги, уставшие от будней, не имеющие передышки и своевременной поддержки от кого-то рядом. Чем дольше это тянется, тем сильнее изоляция. Изолированность подпитывает иллюзию того, что человек одинок в своих устремлениях и надеждах. Замкнутость и узость мышления, уверенность в том, что важные для данного человека переживания не свойственны окружающим.


«Все мы когда-то проходили рядом, мимо друг друга,

в молчаливом недоверии к каждому встречному»

(Антропный принцип)


«Нет денег – нет возможностей». Скажем прямо, для многих из нас «возможности» в первую очередь ассоциируются с деньгами. Так «воспитывает система». После избитого «не в деньгах счастье» всегда хочется добавить «но». А все сказанное до частицы «но», как правило, не имеет значения. Примерно так… да, но деньги дают возможности и упрощают жизнь, деньги дают лучшее качество и больший выбор, деньги открывают двери и смывают границы.

Во многом это зависит от нашего статуса: каковы наши активы, какой наш текущий доход, есть ли у нас выгодные инвестиции, финансовая поддержка со стороны. Проще говоря, в какой точке финансовой вертикали мы находимся. И те из нас кто в этой вертикали повыше, возможно, просто не поймут в чем, собственно, проблема.

«Социальное неравенство – это, когда различные группы людей обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления».

Да, доступ к ограниченным ресурсам есть у ограниченного числа людей, но тогда выходит, что доступ к неограниченным ресурсам есть у всех нас. Дело не в спорности данного «предположения», речь о том, что порой мы серьезно недооцениваем средства, которыми уже располагаем. Всегда остается то, что не продается. 


«Найди идею и свяжи нас в веник, 

а то не за что бороться, кроме денег» 

(Василий К.)


Наша связь со многими глобальными процессами не зависит от денег, она является фактом, как для бедных, так и для богатых. «Мир денег» – это только малая часть настоящего мира. Попробуем оглядеться вокруг – все ли возможные ресурсы были задействованы. Заглянуть в себя – все ли усилия приложены. У Вас есть доступ в интернет? Если Вы это читаете, то есть — Вы уже являетесь пользователем глобальной сети. Вы один из пауков плетущих всемирную паутину.


«Кто хочет (действовать), тот ищет возможности,

кто не хочет — ищет причины»

(Сократ)


Вавилон. Границы и барьеры. Языковые барьеры, границы государств, разница культур и сложность современной международной политики – все это огромные расстояния между людьми, пропасть их недопонимания. Если два человека из разных стран будут стоять в метре друг от друга, некое психологическое расстояние между ними может оказаться гораздо больше. Чем измеряется это психологическое расстояние? Если в этот момент хотя бы один из них думает о втором «чужак», оно умножается многократно. На первый взгляд все сложно. Кажется, что мы очень разные и это отдаляет нас, но…


«Но Вавилон — это состоянье ума; не знаю понял ты меня или нет,

отчего мы жили так странно две тысячи лет?» 

(Борис Гребенщиков)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


У всех вышеперечисленных понятий ярко выраженная «приставка — НЕ». Недоверие, неверие, незнание, негатив. Такие укрепившиеся внутренние установки мешают открыто и смело смотреть на мир. Это лишает перспективы, не даёт задействовать те ракурсы, с которых видна вся панорама. Будто мы смотрим на мир из глубокой темной пещеры, а не с вершины высокой горы.

Цинизм может быть здоровым, критическое мышление спасает нас от глупостей, осторожность – это нормально. Но в данном случае речь идет о менее рациональных вещах, скорее о страхах и заблуждениях. Страхах перед любыми проявлениями «надежды», неверие в саму возможность лучшего мира. Но существуют положительные примеры из разряда «смотрите это работает» или «у них получилось». Рассказывая об этих примерах, мы укрепляем эту надежду и порождаем новые положительные примеры.

Игнорируйте негативные установки и навязанные ценности — они мешают увидеть объективную картину мира. Сместите фокус с экономики и политики на экологическую и социальную среду человека. Отвлекитесь от этих искусственных миров, и Вы увидите настоящий мир – людей и планету — себя и свой дом. Гуманизм – это наш универсальный язык, есть общечеловеческие темы и мы не должны молчать. Мы не можем отвернуться, потому что мы — люди, мы — наблюдатели.


Права человека необходимо защищать, личное пространство»человека необходимо уважать, свободу личности необходимо оберегать. Обеспечьте всё это, и иллюзия личностной суверенности развеется, отступив перед осознанием прочной связи — ответственности за этот мир. (Антропный принцип. 2017 год)



Манифест, часть 2-я: Мир с вершины высокой горы.


НА ГЛАВНУЮ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.